Валерий Дошев: О подвигах моего прадеда узнала вся Калмыкия спустя много лет после Великой Отечественной войны

12.05.2020

В 1983 году народный поэт Калмыкии Д. Кугультинов познакомился с профессором Московского института стали и сплавов В.Н. Бринзой, который поведал о том, что в войну он служил в минометном расчете под командованием калмыка Мутула Муевича Калыкова.

Профессор с благодарностью отзывался о своем командире, который опекал и поддерживал своих подчиненных, особенно его, 18-летнего паренька, самого младшего в расчете. Он и попросил Д. Кугультинова отыскать моего прадеда и сообщить его адрес.

Давид Никитич исполнил просьбу профессора, приехал в Бага-Чонос вместе с журналистом Н.У. Илишкином.

И вот что удалось узнать… С первых дней войны тысячи заявлений патриотов поступали в военкоматы о добровольной отправке на фронт. В ноябре началось формирование 110-й Калмыцкой кавалерийской дивизии. Несмотря на бронь, то есть освобождение от призыва в армию, предоставленное моему прадеду Мутулу Муевичу Калыкову как работнику военкомата, он пишет рапорты с просьбой направить его в действующую армию, так как считает, что фронту нужны военнослужащие, имеющие боевой опыт. После очередного, третьего по счету, рапорта в феврале 1942 года он был направлен в формирующуюся 110-ю Отдельную калмыцкую кавалерийскую дивизию. К началу марта 1942 года она была уже сформирована и с 20 апреля переведена на бюджет Наркомата обороны СССР. Командиром дивизии назначили участника гражданской войны полковника В.П. Панина, его заместителем – участника гражданской войны В.А. Хомутникова. В дивизии насчитывалось 4600 бойцов и командиров (63 % калмыки), 4762 лошади. Полкам дивизии пришлось вести оборонительные бои в очень сложных трудных условиях. На широком фронте общей протяженностью до 400 км танковым и моторизованным частям 52-го армейского корпуса 1-й фашистской танковой армии противостояли всего пять стрелковых и две кавалерийские дивизии 55-й армии.

Согласно боевому плану 110-ой ОККД приказывалось занять оборону на участке протяженностью до 80 км и глубиной до 40 км на левом берегу Дона между станицами Семикаракорской и Багаевской. Несмотря на явное превосходство противника, воины 110-й стояли насмерть на своих рубежах, в этих сражениях дивизия потеряла около 33 % личного состава. После отступления полк, в котором служил мой прадедушка, был направлен на переформирование в город Астрахань.

В связи с нехваткой в дивизии артиллеристов и минометчиков Мутул Калыков был направлен на ускоренные курсы в артиллерийское училище в Махачкалу. Однако в связи с тем что фашистские войска прорвали линию обороны советских войск на Дону, прадед, не успев доучиться, вместе с остальными курсантами был направлен обратно в 110-ю дивизию, в составе которой принимал участие в боях с фашистами под Моздоком, Пятигорском, в обороне единственной железнодорожной коммуникации Кизляр – Астрахань, соединявший Кавказ с Поволжьем и Уралом, дальше которой фашистам, несмотря на все попытки, не удалось пройти.

После донских сражений, участвуя в тяжелых оборонительных боях на Кавказе в составе Северной группы войск Закавказского фронта, 110-я дивизия в июле – сентябре 1942 года понесла еще большие потери, в живых осталось 1/3 из 3 тысяч бойцов.

Судьба миловала моего прадеда, он остался жив.

В сентябре 1942 года личный состав 110-й ОККД присоединили к 4-му гвардейскому Кубано-казачьему кавкорпусу. Мутул Калыков в составе последнего в должности командира минометного расчета 60-го гвардейского отдельного механизированного полка участвовал в освобождении Ставропольского края, западных районов Калмыкии и Ростовской области.

В завершающих боях на Кавказе активно действовал 4-й Кубанский гвардейский кавалерийский казачий корпус. С 3 января по 15 марта 1943 года конногвардейцы совершили глубокий рейд протяженностью более тысячи километров по Ногайским, Прикаспийским и Сальским степям, по землям Ставрополья и Дона. За этот период они совершили десять операций. Взаимодействуя с частями 28-й и 52-й армий, участвовали в освобождении Ростова.

Ночью 8 февраля они прошли по льду через Дон и нанесли удар в тыл гитлеровцам. 14 февраля Ростов был освобожден.

В боях под Матвеевым Курганом Мутул Калыков получил тяжелую контузию. При прорыве через реку Северный Донец зимой 1943 года получил тяжелое обморожение ноги и находился на лечении.

В летне-осенней кампании 1943 года 4-й Кубанский гвардейский кавалерийский корпус освобождал город Таганрог и более 150 других населенных пунктов. С 31 августа по 20 сентября корпус прошел с боями свыше 400 километров.

В сентябре корпус форсировал Калаус и оказал своевременную помощь войскам 44-й армии в освобождении города Мариуполя.

Вместе с другими соединениями 51-й армии Кубанский корпус в октябре 1943 года участвовал в прорыве южного участка укрепленного рубежа противника на реке Молочной в месте расположения его крупной группировки, прикрывшей подступы к Крыму и к нижнему течению Днепра. Сражения на советско-германском фронте в конце 1943 – начале 1944 годов отличились особым ожесточением и упорством сторон. Немалых потерь стоило Красной Армии форсирование Днепра, вдоль которого гитлеровцы создали непреодолимый, как им казалось, восточный вал. И тут случилось непредвиденное в судьбе не только Мутула Калыкова, но и всех калмыков.

На основании распоряжений генштаба от 8-го января 1944 года всех калмыков демобилизовали из рядов Красной Армии и направили в распоряжение НКВД СССР. Прадеда, как всех рядовых и сержантов, зачислили в 6-й запасной стрелковый полк 7-й запасной стрелковой бригады, который дислоцировался на станции Кунгур Пермской железной дороги. Затем их группами направляли по адресу: Молотовская область, станция Половинка. Оттуда он попал на строительство Широковской ГЭС. Калмыки трудились на разных участках строительства ГЭС: на взрывных работах, расчистке котлована, укладке плотины, в бетонных цехах. Кроме ГЭС, они строили железную дорогу от станции Половинка до Широклагеря, работали на кирпичном заводе в городе Кунгуре, валили лес на лесоповале. Мутул Калыков работал на котловане, это был тяжелый ручной труд. Они рыли котлован – дно гидроэлектростанции. Работали у горной реки Косьва. Задача заключалась в том, чтобы изменить русло реки, а для этого надо было очищать реку до самого дна, потом заливать фундамент и бетонировать. Многие не выдерживали, умирали.

Пробыв в Широклаге около трех месяцев в составе группы бойцов, награжденных орденами, прадед был направлен по месту жительства родных в Сибирь. Он нашел их в деревне Бурлаки Сорокинского района Тюменской области, где женился и работал бухгалтером.

Вот такая вот сложная жизнь и героическая судьба моего прадеда…


Курсант 1 курса Псковского филиала Академии ФСИН России Валерий Дошев


Поделиться:


Дата последнего обновления: 12.05.2020 12:38

архив новостей

« Сентябрь »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
2024 2023 2022  
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо

Телефон доверия

ПОСТУПЛЕНИЕ В ВУЗ ОНЛАЙН